Время работы:
с 7:30 до 18:00
Телефон:
36-01-10
Адрес:
ул. 11 Июля дом 10а

Компьютерные игры — страшный бич современных детей (и их родителей), один из главных факторов духовной деградации подрастающего поколения и его дебилизации. Когда знаешь семьи, где выросшие дети чуть ли не ночи напролет играют в эти игры и уже не в состоянии адаптироваться к реальной жизни, когда попытки им помочь заканчиваются ничем, — вдруг слышишь от некоторых православных людей и даже авторитетных священников насмешливые слова о тех педагогах и священниках, которые бьют тревогу по этому поводу: дескать, они против компьютера, компьютер полезен, а они смущают народ нагнетанием напрасных страхов и т.д. Все это лишний раз подтверждает, что пока беда не коснулась лично нас, пока у нас нет своих детей, мы часто не в состоянии ее осознать. С другой стороны, такая духовная слепота и беспечность обескураживают.

Чем помочь детям? Как оградить их от этого наркотика? Что ответить смеющимся над чужой болью?

Известный писатель и философ Василий Розанов во время крушения Российской империи сказал знаменательную фразу: «Литература погубила Россию». Интеллигенция того времени жила больше литературой, чем реальной жизнью; она находилась в мире своих романтических грез, страстного воображения и политических фантазий. Она была похожа на маленького ребенка, мечтающего о свободе от опеки родителей, и готова была побежать за любыми фокусниками и обманщиками истории; она раскачивала лодку, на которой плыла, и, в конце концов, опрокинула ее и потонула вместе с ней.

Душевное богатство и изощренный интеллектуализм, которые давали литература и искусство, подавили силы духа, обратили ум к земле, наполнили сердце эмоциями и страстями. Кредо интеллигенции была странная смесь сентиментальности и цинизма, романтики и бунтарства. Утопический гуманизм лишил ее веры; она превратилась в слепого Самсона, который разрушил столпы, поддерживающие свод империи, и был раздавлен ее обломками.

Воображение – опасная стихия; этот мир, который творит сам человек, делается его второй действительностью. Через воображение человек соприкасается с инфернальным миром. Доверие к иллюзорному, демонизированному миру переходит в медиумическую внушаемость и потерю чувства реальности.

Теперь, в отличие от предыдущих столетий, технические средства дают человеку возможность получать почти неограниченную информацию, но эта информация не расширяет его умственного кругозора, а подавляет его психические возможности – как слишком большой груз не укрепляет тело, а надрывает силы человека.

Компьютерные игры, пробуждая страстный азарт, становятся более притягательными, позволю сказать магическими, чем литература. Они вводят людей, особенно детей, в мир виртуальной, иллюзорной действительности – более интересной для них, чем реальный мир. Здесь начинается деградация человеческой личности. Для земной реалии человек становится чужестранцем, гостем и странником; его родина – это мир компьютера: он живет в том мире и тот мир живет в нем, захватывая и поглощая его. Для таких людей, прежде всего, исчезает небо: Бог становится отвлеченной и безразличной идеей; Он не нужен для компьютерных игроков, следовательно, находится за пределами их интересов. Затем для них исчезает сама земля; их не беспокоят общественные проблемы, они похожи на улитку в раковине, в которой проходит их жизнь. Они разобщены с родными, они лишены друзей, для них нравственные понятия «хорошо» и «плохо» заменяются другими – выигрышем и проигрышем в игре; от компьютерных игр люди делаются безразличными друг другу. Вслед за параличом духа начинается охлаждение души: человек теряет нужду в человеке, потребность в общении с людьми, он не способен ни любить другого, ни воспринимать любовь. Для этих людей вся жизнь становится игрой, выплеснувшейся из рамок компьютера. Здесь действительность и иллюзия меняются своими местами; компьютерный мир становится частью их души, а окружающий мир воспринимается как виртуальный, с которым они соприкасаются, но в котором они не живут. Компьютерные игры, с заложенной в них программой, создают свои комплексы и зомбируют человека, превращая его в биоавтомат.

Думаю, что педагоги и священники, которые одобряют компьютерные игры, не представляют, насколько это всепожирающее увлечение способствует деградации и расчеловечению человека. Они похожи на родителей, которые позволяют детям играть со змеями, не думая, что дети могут расплатиться за это своей жизнью.

Как оторвать ребенка от компьютерных игр? Это вопрос, на которые нельзя дать однозначного ответа. Здесь должна прийти на помощь интуиция самих родителей, которая подскажет, чем и как занять ребенка, какую альтернативу предложить ему вместо компьютерного плена.

Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни – это объективный факт. Отказаться от компьютера нереально и невозможно, но надо уметь пользоваться им по необходимости, то есть заставлять компьютер служить человеку, но не допускать, чтобы он властвовал над ним.

Что ответить людям, смеющимся над священниками и педагогами, которые бьют тревогу по поводу компьютерных игр, калечащих души детей? Надо сказать, что когда загорается крыша над домом, то соседям нельзя благодушествовать и смеяться в надежде, что огонь не дойдет до них, а надо всем вместе вовремя тушить пожар.

Хочу прибавить, что, в отличие от компьютерных игр, прежние народные игры имели воспитательное и эстетическое значение, а компьютерные игры превращают людей в какой-то стандарт – в безликую толпу.

Литература:
1. Рафаил (Карелин), архимандрит. «На камени веры», Самара, «Самарский дом печати», 2007.
2. Материалы Рождественских чтений, 2002 г. Интернет-ресурс.

footer